Правила поведения на льду

Правила поведения на льдуПравила поведения на льду.  Подледная рыбалка - одно из самых популярных занятий нашего народа, способствующее укреплению здоровья нации на свежем, морозном воздухе. Но этот прекрасный вид отдыха и торта, к сожалению, сопровождается все увеличивающимися год от года потерями человеческих жизней!

Счет идет на сотни и даже тысячи рыболовных душ, покидающих этот прекрасный мир из-за неосторожности, самонадеянности и отсутствия элементарных знаний о коварстве льда, физических возможностях человека и способах спасения.

Причем трагедии происходят не только во время рискованных путешествий по первому, тревожно потрескивающему льду или в апреле, когда лед начинает превращаться в кашу, но и в середине зимы, когда ледяной панцирь кажется особенно прочным. От ледостава до распаления льда. Надежность первого льда зависит не только от толщины ледяного покрова, но и от условий, в которых происходил ледостав.

Правила безопасности на льду

В первую очередь замерзают небольшие непроточные пруды, затем льдом покрываются более крупные озера, водохранилища и реки. Созданию монолитного льда способствует тихая, морозная погода. Выходить на такой лед можно после трех-четырех морозных ночей, когда его толщина достигнет 5-7 см, обязательно вооружившись пешней и пробуя лед на прочность немного впереди и сбоку от себя.

Лед не должен пробиваться с одного-двух ударов. Не страшно, если при движении по льду образуются радиальные трещины, но если появляются концентрические, необходимо как можно быстрее покинуть опасное место, а лучше совсем возвратиться на берег. На зарегулированных водоемах, где уровень воды колеблется из-за искусственных сбросов и подъемов воды,период становления льда может затянуться.

Правила поведения на льду

На больших водохранилищах ледоставу препятствует сильный ветер: волна ломает образующийся лед, размывает или выносит его куски к подветренному берегу, где при морозе из этих обломков может образовываться припай, значительно менее прочный, чем монолитный лед. Над глубиной, где вода остывает медленнее, лед устанавливается позже, чем над мелью.

Естественно, по тем участкам водоема, где ледяной покров образовался раньше, передвигаться безопаснее. Бывает так, что во время ледостава мороз перемежается оттепелями и сопровождается сильными осадками с дождем и снегом. Тогда лед получается слоистым, непрозрачным и значительно более слабым, чем прозрачный, образовавшийся при ясной, морозной погоде.

Правила безопасности на льду

Выходить на такой лед не стоит до тех пор, пока он не станет достаточно прочным, то есть его толщина не перевалит отметку в 10 см. При ловле по перволедью необходимо соблюдать несколько элементарных правил:

  • не выходить на лед без пешни: как уже было сказано, она играет роль “щупа”;
  • не ходить по следам других рыболовов, особенно если по одному следу уже прошли несколько человек, а не подходить к другим рыболовам вплотную;
  • не приближаться к торчащим из-подо льда корягам, тростнику, островкам водорослей, воздушным пузырям и трещинам: в таких местах лед бывает более слабым;
  • быстро покидать лунку, если из нее на лед начинает интенсивно поступать вода.

К середине зимы лед становится толстым и надежным, но не всегда и не везде. В течение всего сезона опасными для рыболова остаются реки с заметным течением и даже водохранилища, когда в них начинают сбрасывать воду. Поток постоянно размывает нижнюю поверхность льда, и в нем возникают промоины, замаскированные снежным покровом.

На больших реках и водохранилищах такие промоины образуются над фарватером, на стрежне, а на малых речках совершенно неожиданно можно угодить в ледяную воду под самым берегом, где вместе с течением лед “обрабатывают” незаметный под снегом ручей или бьющие со дна ключи. На водохранилищах при сбросе воды в прибрежной зоне у крутых берегов также возникают “капканы", где лед трескается и отходит от берега.

Правила поведения на льду

Правила безопасности на льду

Под сугробами может оказаться закрытая всего лишь тонкой пленкой смерзшегося снега полоса воды. Даже в глухозимье на речной лед вместе с ледобуром стоит брать пешню, чтобы “простукивать” потенциально опасные места. В любое время зимы стоит остерегаться трещин, разрезающих ледяной покров на куски, как пирог.

Такой лед может внезапно проломиться под ногами или под гусеницей снегохода, как подвальный люк, увлекая вас в воду. Весьма опасны ледяные складки и торосы, образующиеся при подвижках льда. Когда лед расширяется, два ледовых поля, нажимая друг на друга, образуют длинные бугры изо льда и снега вдоль трещин.

Ледяной покров возле этих торосов может оказаться очень слабым. Время последнего льда наступает вместе с интенсивным таянием снега. Ручьи талой воды подтачивают лед у берегов, и довольно часто в эту пору для самых неосторожных, рыбалка начинается с ледяной ванны у самого берега. Кстати о рыбалке. О том как ловить судака в отвес на блесну, вы можете узнать из этого - поста.

Но даже благополучно перебравшись на середину водоема, необходимо помнить о том, что от солнечного тепла лед у береговой полосы в течение дня будет интенсивно таять и вечером дорога на земную твердь может быть отрезана полосой открытой воды. Поэтому перед рыбалкой стоит позаботиться о переправе на берег после ее завершения, то есть запастись жердями, досками или надувной резиновой лодкой.

Тающий снег, туман и дожди приводят к тому, что монолитный лед начинает распадаться по всей толщине на отдельные кристаллы. Обычно в таких местах он темнеет, и над ним могут образовываться лужи. Без достаточного опыта заметить опасный участок непросто, поэтому лучше в эту пору передвигаться по “набитым” тропкам и ловить на явно “насиженных” местах, где ледяной панцирь дольше сохраняет прочность.

Правила безопасности на льду

В ледяной воде. Что происходит, когда рыболов в зимней одежде проваливается под лед? Он может и не уйти под воду с головой. Этому помешает воздух, скопившийся в одежде и сохраняющий достаточную плавучесть для того, чтобы голова и даже верхняя часть тела оставалась над водой, по крайней мере, в течение минуты.

Правила поведения на льду

Даже после того как воздух выйдет из одежды и она потеряет положительную плавучесть, человек средней силы способен достаточно долго удерживаться на плаву. Поэтому нет ни одной резонной причины для того, чтобы пытаться сбросить одежду или обувь в воде. Сохранение тепла повышает шансы на спасение, а снятие одежды ведет к прямому контакту кожи с ледяной водой и быстрой потере тепла.

Кроме того, при освобождении от обуви рыболов может погрузиться под воду с головой и еще более ускорить гипотермию. К тому же на эти действия уйдет лишняя энергия, можно сбить дыхание, а это также сократит силы. В обуви рыболов или без нее - разницы в плавучести практически нет.

Но вот когда он выберется на лед без обуви и двинется к машине или к домам на берегу, при прямом контакте ступней с поверхностью льда переохлаждение наступит быстрее, чем если бы он остался в мокрой обуви. Гипотермия - это серьезная потеря тепла организмом, ведущая к гиподинамии, то есть ослаблению мышечной деятельности.

Она лишает человека сил и энергии и делает спасение более проблематичным. Осложнения начинаются почти немедленно после падения в воду: с каждой минутой сокращается надежда на выживание. Если помощь недалеко, то лучше оставаться как можно более неподвижным, чтобы сохранить энергию для дыхания и замедлить процесс наступления гипотермии.

Правила безопасности на льду

Очень важно не намочить голову. При охлаждении головы замедляется функционирование мозга, результатом чего является наступление слабости, потеря координации и сознания за короткий промежуток времени. Поэтому надо стараться во что бы то ни стало удерживать голову над водой. Держите голову в тепле - это одно из действенных средств борьбы с гипотермией.

Хорошо иметь в запасе перчатки и шапочку для головы. Они должны храниться в непромокаемом пластиковом пакете и помогут, когда вы выберетесь из воды на лед и доберетесь до места, где можно будет сменить одежду и согреться. При выходе на замерзший водоем рыболову нужно постоянно помнить, что он находится не на твердой земле, а на достаточно ненадежной опоре, и быть постоянно готовым к падению в воду.

Правила поведения на льду

Естественная реакция человека при неожиданном стрессе - это глубокий вдох и задержка дыхания. Представьте себе, что на жарком летнем пляже к вам подкрался какой-то шутник и окатил спину холодной водой. Первой реакцией будет глубокий вдох и задержка дыхания. При падении в ледяную воду происходит та же самая инстинктивная реакция.

Но поскольку в холодной воде большинство людей охватывает паника, они делают вдох до того, как достигнут поверхности. Наполовину заполненные водой легкие уменьшают плавучесть, сокращается кислородный обмен в крови. Шок в ледяной воде переносится намного тяжелее, чем в теплой, он может привести к спазму горла, блокированию притока воздуха, к удушью.

Поэтому каждый раз при выходе на лед нужно повторять себе самому: “Если я провалюсь, то выскочу как поплавок, не буду вдыхать воздух, пока не окажусь на поверхности”. Ожидание холодной воды и самоубеждение помогут делать разумные вещи в экстремальной ситуации.

Правила безопасности на льду

Спасите наши души. Если помощи ждать неоткуда, пытайтесь плыть на спине к той стороне полыньи, где остался ваш “входной” след, стараясь не делать лишних движений, поскольку в воде они будут быстрее истощать ваше тепло. Освобождение из воды в тяжелой одежде требует громадных усилий. Закинуть одну ногу на лед часто просто невозможно.

Выбросить тело на лед, опираясь на руки, также трудно из-за слабого края пролома. Лучше постараться принять в воде как можно более близкое к горизонтальному положение и толчком ног вытолкнуть, выдвинуть себя на лед. После этого сделать паузу, не двигаясь сразу от полыньи, чтобы дать воде стечь из одежды. Это облегчит дальнейшее продвижение от опасного места.

Затем, не вставая на ноги, нужно откатиться от полыньи на безопасное расстояние, где более толстый лед сможет выдержать вашу массу, тогда уменьшатся шансы провалиться еще раз. Большую помощь при самоспасении может оказать изобретение финских рыболовов, как у нас их называют, “спасалки” - рукоятки из дерева или пластика с закрепленными в них острыми штырями, которые хорошо втыкаются в лед и помогают вытянуть тело из полыньи.

Их можно носить в легко доступном кармане комбинезона или на шнуре, перекинутом через воротник, чтобы воспользоваться ими в любой момент. Носите с собой по крайней мере 15 м шнура диаметром 5-7 мм и грузиком на одном конце для спасения из воды попавшего в беду вашего коллеги.

Правила поведения на льду

Перекинув шнур через полынью, вы дадите возможность тонущему ухватиться за него, в то время как сами будете находиться на безопасном расстоянии от края пролома и сможете вытащить рыболова на лед, не подвергая опасности собственную жизнь. Сегодня на больших водоемах можно увидеть много разнообразных транспортных средств, которые помогают рыболовам добираться до самых дальних “клевых” мест.

Самыми безопасными из них можно считать катера на воздушной подушке или вездеходы на шинах низкого давления, которые в любой ситуации останутся на плаву. Все остальные тонут вместе с рыболовами, в лучшем случае дело обходится без человеческих жертв. Поэтому на некоторых водоемах запрещен выезд на лед автотранспорта. Но никакие запреты не остановят нашего брата перед перспективой найти очередное окуневое, судачье или лещовое Эльдорадо.

Правила безопасности на льду

Для тех из моторизованных рыболовов, кто, выезжая на лед, все же задумывается о собственной безопасности, рекомендую надевать при передвижении по ненадежной ледяной опоре спасательный жилет, который по своим характеристикам должен компенсировать массу намокшей зимней одежды.

Двигаться по льду на автомобиле нужно с не пристегнутыми ремнями безопасности и полностью открытыми окнами, которые послужат для вас аварийными выходами, если машина начнет тонуть. Часто дверь под водой открыть бывает просто невозможно. Перед выездом на лед стоит ответить самому себе на несколько вопросов: “Хватит ли у меня проворства, чтобы выбраться из окна автомобиля в зимней одежде? Как быстро я смогу вылезти через окно в одежде и спасательном жилете?

Могу ли я вообще пролезть в это окно? Каким образом будут спасаться пассажиры, сидящие сзади?”. Не думаю, что такие вопросы задавали себе водители и пассажиры “уазиков”, “жигулей" и средств передвижения иных марок, ставшие “героями” репортажей о ледовых происшествиях с трагическим исходом, которые с роковым постоянством появляются каждый год в средствах массовой информации в течение всего сезона ледостава.

В правилах поведения на зимней рыбалке нет ничего сложного, но забывать о них не стоит, чтобы не заниматься на практике освоением способов спасения из ледяной воды.

Автор Владимир Струев

  1. 5
  2. 4
  3. 3
  4. 2
  5. 1

(6 голосов, в среднем: 4.3 из 5)

Оставьте комментарий к этой записи ↓

Ваше имя *

Ваш email *

Ваш сайт

Ваш отзыв *

* Обязательные для заполнения поля
Внимание: все отзывы проходят модерацию.