Дальневосточная рыба — таймень

Дальневосточная рыба.  На Дальнем Востоке очень много рек и озер, которые носят эвенские названия, настолько мелодичные, непривычные для нашего слуха, что вызывают удивление и интерес. Судите сами. Вот названия некоторых рек в бассейне реки Бурея: Аимка, Алонка, Акиихма, Адникан, Дубликан, Кивили, Солони, Усмань, Туюн.

Все они собирают свои воды с хребтов, с не менее экзотическими именами: Турана, Эзоп, Баджал, Дуссе-Алинь и другие. Главное достоинство местных рек и речушек не в том, что в них водится такая рыба, как хариус, ленок, таймень, а в том, что на берегах большинства из них нет ни одного населенного пункта. Вода в них совершенно чистая, в любом месте можно зайти в речку и пить воду пригоршнями. Об одной из них я и хочу рассказать.

Название реки — Нимакан. Попали мы сюда случайно. Несколько лет тому назад я и мой товарищ Василий Иванович в начале мая отправились на весеннюю рыбалку. По не так давно заведенной традиции после ледохода, а зачастую и вместе с ним мы идем в поход на одну из наших рек. Подготовка обычно начинается за две-три недели.

Дальневосточная рыба

Накануне мы еще раз расстелили свою карту и окончательно решили идти от нашей базы отдыха, расположенной в районе железнодорожного бамовского моста через Бурею, до устья ручья Большой Иорик. В среднем течении на этом ручье во время войны был золотой прииск и, по рассказам стариков, там в ту пору водился самый крупный ленок.

Попадались экземпляры по 9-11 кг. На Бурею мы приехали рано утром, быстро погрузили свои вещи, снасти и запас топлива в моторную лодку и отправились в путь. Нам предстояло пройти километров семьдесят вверх по течению быстрой горной красавицы Бурей, однако планам нашим не суждено было сбыться.

Километров тридцать мы прошли по чистой воде и вдруг впереди обнаружили полностью закрытый льдом плес, только вдоль гравийной косы тянулась узкая полоса открытой воды, по которой лодку удавалось провести вручную. Но и эта полоса очень скоро кончилась — река освободилась ото льда только местами. У наших рек свой характер, сплошного ледохода может и не быть.

Мы остановились. Не спеша пообедали. Между тем полуденное солнце пригревало все сильнее и сильнее. Рядом с нами находился громадный залом, какие на реке встречаются довольно часто. Обычно они образуются во время летних паводков, когда тихоокеанские тайфуны обильно поливают ливнями наши хребты, реки за считанные часы выходят из берегов и стремительным течением подмывают и выворачивают с корнями громадные тополя и ели.

И где-нибудь в затишье или на крутом повороте река сотнями кубов беспорядочно наваливает эти стволы. Мы разделись, удобно улеглись на ближайшей громадной лесине, чтобы погреться на солнышке и решить, что же нам делать дальше. Тишина стояла до звона в ушах. В окружающей природе было такое спокойствие, что, казалось, в мире никаких проблем не существует.

Вдруг воздух как бы вздрогнул, прокатился низкий гул. Я поискал в небе самолет, но не нашел его. В это же время возник какой-то шелест, который становился все громче и громче. Гул стал нарастать, затем прервался, но тотчас снова возник. Мы вскочили на ноги. Я взглянул на реку и обомлел. Все поле льда пред нами начало двигаться.

Сначала оно шло медленно и ровно, но в следующую минуту раздался оглушительный треск и поле начало ломаться. От тишины не осталось и следа. Мы стояли испуганные и зачарованные открывшейся перед нами картиной. Вода на глазах начала подниматься и льдины полезли на наш пологий берег, угрожая раздавить лодку. К нашему счастью, впереди льда надвигалась полоса воды.

По этой воде мы тащили лодку на себя, отступая все далее на берег. А льдины выползали из воды на нас и становились все толще и толще, достигая высоты человеческого роста. В эти минуты у нас были все шансы остаться в тайге без средства передвижения, со всеми вытекающими последствиями. Эти опасения придавали нам силы тянуть 400-килограммовый груз по еле прикрытым водой камням.

Так продолжалось довольно долго. От места остановки мы отодвинулись метров на пятьдесят. На реке творилось нечто невообразимое. По руслу с большой скоростью шли льдины, налезая друг на друга. На противоположном крутом берегу огромные глыбы льда с оглушительным треском срезали деревья, стоявшие ближе к воде, и течение уносило их прочь.

Закончилось все так же внезапно, как и началось. Вода неожиданно резко отхлынула, большие и малые льдины остались лежать в беспорядке на косе и только по руслу реки они шли сплошным слоем, но уже более спокойно. Мы направились к воде, чтобы выбрать путь, по которому придется тащить лодку. И вдруг перед собой я увидел трепыхающегося на камнях хариуса.

Вода ушла так быстро, что хариус не успел уйти. Мы стали еще искать и нашли с десяток рыбин, и это на коротком участке. Видимо, ледоход для обитателей реки не так уж и безопасен. Часа через два на реке остались редкие льдины. Мы решили идти дальше, но теперь перед нами возникла проблема, как подойти к воде. Тяжело нам достались те пятьдесят метров, на которые мы отступили.

Наконец мы снова на чистой воде: двинулись дальше вверх по течению. Однако вскоре увидели, что по реке навстречу нам движется сплошное белое поле льда. Но на этот раз нам повезло. Мы успели пройти до слияния Нимана и Бурей. Ниман самый крупный ее приток. Он был свободен ото льда, и мы быстро зашли в его русло.

Километра через три справа появилось устье небольшой реки Нимакан, а слева, далеко впереди, навстречу нам надвигалось сплошное поле Ниманского льда. Оставалось только одно — зайти в Нимакан. Он встретил нас тихим спокойным плесом, который скоро закончился мелким перекатом. На моторе мы его не смогли пройти, пришлось тянуть на бечеве.

Затем снова плес и снова перекат и бечева. Часа полтора мы так поднимались, внимательно высматривая просветы в густом лесу на берегах реки. И вот наконец такой просвет появился, а это означало, что там должно быть лесное озеро. Такое озеро нам нужно было найти, чтобы наловить живца — озерную красноперку.

И действительно, поднявшись на крутой берег реки, мы увидели совсем рядом водную гладь небольшого озера. Озерная красноперка — небольшая рыбка длиной 5-10 см. Брюшные и хвостовые плавники ее красного цвета, спинка темная, а бока и брюшко оранжевые. В пойме Бурей и в ее притоках эта рыбка водится в изобилии в любом озере, кроме высокогорных. Как ловят ленка на реке Бурей узнаете их этого — отчета.

Поймать ее не составляет никакого труда. За полчаса мы наловили достаточное количество для своих закидушек. Ниже озера приметили тихий глубокий плес на реке. А в конце плеса довольно большой залом. Напротив него мы и остановились. Берег пологий, покрытый чистым мелким галечником. Ближе к лесу, вдоль берега, тянулась зеленая полоса уже подросшего дикого лука.

Так как время было позднее, мы решили, прежде всего, поставить закидушки. Это довольно простая снасть. К капроновому шнуру длиной 20-25 м, ближе к концу, через каждые 0,8-1 м привязываются 4-5 поводков с крючками № 10-12. Этой снастью у нас пользуются весной и осенью. На нее в темное время суток ловятся таймень, ленок, налим и иногда сиг. Очень редко попадается крупный хариус. Насадкой могут служить ручейник, земляной червь или короед.

Ловить лучше на мормышку. Но в этот раз мы решили ловить только на закидушку. Тем более что крупная рыба в это время поднимается в верховье на нерест и активно кормится. Итак, напротив залома, вдоль берега на мелководье, мы растянули несколько закидушек, насадили живцов, на конец шнура привязали груз и забросили снасть на глубину, привязав свободный конец к тяжелому камню на мели.

Закидушка при этом ложится под углом 50-60° к течению. Еще несколько мы поставили выше по течению. Палатку устанавливали уже в сумерках, а ужин готовили при свете костра. Из-за тяжелого перехода с базы до места нашей стоянки день показался бесконечно длинным. Разговаривать не хотелось. Мы, не мигая, смотрели на костер и слушали тишину леса.

Сон не шел, то ли переутомились, то ли дальний рев медведя на другом берегу за лесом мешал. Я предложил приятелю посмотреть закидушку, которая была установлена прямо напротив догорающего костра. Его отблески освещали воду у берега, поэтому мне хорошо был виден шнур закидушки. Я приподнял его и слегка потянул на себя.

В ответ почувствовал несильные толчки. Я стал не спеша выбирать шнур, двигаясь вниз по течению, и вдруг мощный рывок чуть не вырвал его у меня из рук. Раздался громкий шлепок по воде. По всем признакам попалась крупная рыба. Снасть была прочная, поэтому я торопливо начал выбирать ее. Василий нетерпеливо пританцовывал и суетился рядом.

Вот и показался первый поводок, на нем трепыхалась не крупная рыба. Не обращая на нее внимания, я продолжал выбирать снасть. Чувствуя приближение берега, рыба сопротивлялась все отчаяннее. Впереди, в темноте, вода буквально кипела от мощных бросков. На втором поводке тоже сидела рыба, но основная добыча была в двух метрах от меня.

Рывком дернул закидушку на себя, и в этом была моя ошибка. Таймень вылетел из воды, а это был именно он, и упал на границу воды у берега, головой на камни, а хвостом в воду. Я почувствовал, что шнур полегчал, и понял — рыба сошла с крючка. В отблесках костра увидел, как мощное тело тайменя изогнулось, повернув голову к воде.

Я буквально прыгнул на него, схватил поперек туловища и повернул к берегу. Он выскальзывал и к моему ужасу был уже на мелководье. Тогда я сел на него верхом, зажал коленями и руками и пополз к берегу. Василий бегал вокруг меня, издавал какие-то вопли, но я не обращал внимания и ничего не понимал. Так мы отползли от воды метра на два, и только тогда я встал.

Таймень, видимо, устал и лежал в первое время тихо. Я осторожно сунул ему ладонь под жаберную крышку, приподнял, чтобы отнести его подальше от воды. В это время он сделал мощный бросок всем телом, рука у меня вывернулась, и от боли я уронил рыбину на камни. Но тут подоспел мой напарник, подхватил тайменя и откинул его дальше на берег.

Ошеломленные, мы стояли над добычей и смотрели на нее. Постепенно к нам начал возвращаться окружающий мир, о котором мы забыли во время борьбы с тайменем. Приятель отнес тайменя в лодку, накрыл его брезентом, снял с закидушки еще двух ленков, наживил на пустые крючки красноперку и забросил на прежнее место.

Сквозь сон я несколько раз слышал гулкие удары о днище лодки еще не успокоившейся рыбы. Так закончился этот трудный день, первый день нашего похода на далекую таежную речку Нимакан. Утро нас встретило приветливым пением птиц. Солнце уже поднялось и заметно пригревало. На заломе то и дело слышался резкий пронзительный свист сеноставок, а за рекой тревожно, как-то по-собачьи, лаял самец косули, видимо, услышал нас.

Мы хорошо отдохнули, настроение было приподнятое, внутри все ликовало, и поэтому природа воспринималась восторженно, и все казалось прекрасным. В первую очередь мы отправились к лодке посмотреть нашу ночную добычу. Таймень был очень красив. Торпедообразное тело, плавники и хвост красноватые, а сам — как обсыпан серебром.

Это был довольно крупный экземпляр — длиной 121 см и весом 19 кг. Полюбовавшись на него, мы отправились проверять закидушки. Видимо, был пик хода рыбы. Почти на каждом крючке сидел то ленок, то налим. Закидушка напротив костра снова принесла нам сюрприз. Вытаскивая ее на берег, я снова почувствовал рывки крупной рыбы.

Но в этот раз попался таймень значительно меньшего размера — он весил всего 7 кг. Когда я присел на корточки, чтобы отцепить его, оказалось, что на этом же поводке сидел еще и налим. На самом крючке зацепился таймень, а на поводке, пропущенном через пасть и жабры, болтался налим.Я подозвал Василия посмотреть на необычный улов.

Нам оставалось только догадываться, как все произошло. Возможно, первым живца взял налим, но не успел он проглотить наживку, как на него напал таймень и ударил его так, что наживка вместе с крючком вылетела из пасти налима через жабры наружу. А таймень не стал преследовать налима и схватил живца с крючком. Чего только на рыбалке не бывает.

Улов наш в этот раз оказался довольно внушительным. Чтобы лучше сохранить его, мы всю рыбу выпотрошили. В брюхо насыпали соли и аккуратно рядами уложили рыбу в целлофановый мешок. Недалеко от палатки на берегу лежала полурастаявшая льдина, которую мы использовали в качестве холодильника.

Вся эта работа заняла у нас довольно много времени, поэтому завтрак и обед пришлось совместить. Но зато какой роскошный стол у нас получился: на скатерке, расстеленной прямо на камешках, лежали ломти нарезанного хлеба, соленые огурцы, вареные яйца, большой пучок зеленого лука, собранного здесь же, на косе.

А в середине всего этого на сложенной газете стоял большой котелок с пахучей дымящейся ухой.  После непродолжительного отдыха снова отправились на лесное озеро за красноперками. И снова, как и накануне вечером, уже потемну забросили последнюю закидушку. Вторая ночь нам принесла тоже хороший улов, но тайменей не было.

Рыбалка нас более не интересовала, и мы решили подняться по реке, посмотреть и поближе с ней познакомиться. В низовьях Нимакана довольно спокойная речка, перекаты широкие и мелкие, течение довольно быстрое. Глубина плесов 1,5-3 м. Вода абсолютно прозрачная. Лежа на носу лодки, на ходу можно увидеть, как в сторону с быстротой молнии метнется тень хариуса.

По реке мы поднялись километров тридцать, а затем характер ее резко поменялся: при входе в каньон она стала бешеной и совершенно непроходимой. Первый же порог нас остановил. На него можно было только любоваться, причем молча, мы бы все равно не услышали друг друга. Вниз по течению к своей стоянке спустились быстро. Пора было возвращаться домой. На четвертый день рано утром попрощались с гостеприимным плесом и пошли вниз.

По Нимакану и Бурее плыли отдельные льдины, которые не мешали нам. Лодка легко обходила их и на полной скорости шла к базе. Мы были благодарны случаю, который позволил познакомиться нам с этой небольшой речкой. Позже мне приходилось бывать на ней и летом, и осенью, и зимой, на подледной рыбалке, и она всегда щедро, одаривала своих гостей.