Надувные лодки для рыбалки — что нужно знать при выборе

Надувные лодки для рыбалки.  В настоящее время надувные лодки, предназначенные для активного отдыха на воде — рыбалки, охоты, туризма, являются самостоятельным классом маломерных судов, определяемым как прогулочные.

Эта группа лодок, пожалуй самая большая и довольно разнообразная, пользуется наибольшим спросом по вполне понятным причинам. Во-первых, надувная лодка не требует дорогостоящей стоянки, как, скажем, дюралевая моторка или катер, ее можно хранить в квартире, на даче или в гараже.

Во-вторых, с “надувнушкой” можно забраться в глушь обетованную (куда с большой жесткой лодкой на прицепе едва ли доберешься); за четверть часа можно привести ее в “боевое” положение и, пожалуйста — плыви, куда хочешь. В-третьих, надувные лодки из современных материалов прочны, надежны и безопасны: залитые водой вровень с бортами, они остаются на плаву, а пробить одновременно все отсеки сразу без умысла не удавалось еще никому.

Надувные лодки для рыбалки

Однако при всем разнообразии эти лодки на первый взгляд неискушенного человека весьма похожи между собой. Глянцевито поблескивая надутыми бортами и новенькими, не видавшими воды веслами, они наперебой призывают нас раскошелиться и стать полноправным капитаном пусть маленького, но вполне реального корабля.

Не секрет, что решение о приобретении “надувнушки» для рыбалки принимается в первую голову исходя из ее цены и только потом потенциальный капитан вникает в ее конструктивные особенности и постигает на практике удобство (или неудобство) в использовании лодки.

Скажем, ну какая разница между жесткой подуключиной и простым резиновым “ухом”, приклеенным к баллону: грести можно — и ладно, доплывем как-нибудь. Но именно эти “мелочи” и составляют то самое качество, которое определяет потребительские свойства лодки и над которым бьются конструкторы всего мира.

Чтобы потом на рыбалке не рвать на себе волосы и не уподобиться Пятачку, другу Винни-Пуха, оставшемуся с кусочком сморщенной резины на веревочке вместо шарика, давайте основательно отнесемся к выбору надувной лодки и пристально рассмотрим ее.

Изготовители

На российском рынке надувные суда представлены в основном продукцией таких компаний, как ZODIAC, Adventure-Boat, «Бриг», “Мнев и К”, “Фрегат” и “Корсар”. Французская фирма ZODIAC, пожалуй, наиболее опытная и старейшая из названных, хорошо известна в России отчасти благодаря фильмам Ж.- И.Кусто: ни одно из его путешествий не обходилось без надувных лодок, легко узнаваемых по серо-серебристому цвету.

Высокое качество и надежность этих судов, несущих на своем борту гордое имя ZODIAC, — ориентир и образец для подражания многим производителям надувных лодок во всем мире. Отечественные компании “Мнев и К”, “Фрегат” и “Корсар” имеют свои штаб-квартиры в С.- Петербурге, при этом первые две уже свыше 10 лет изготавливают свою продукцию в северной столице, а “Корсар” наиболее ответственные операции — выклейку баллонов и монтаж транца — доверяет южно-корейскому предприятию, которое недавно перебазировалось в Китай.

Изделия этих компаний пользуются популярностью у российского потребителя, ориентирующегося на их приемлемые цены и отмеченное международными сертификатами качество. По тем же причинам своих поклонников имеет и продукция компании “Бриг“, которая расположена в Харькове, на Украине.

Лодки “Бриг» — это широкий спектр надувных судов, довольно усешно продающихся в 35 странах мира. Несколько меньше известна в России другая украинская компания — Adventure-Boat, хотя стаж ее работы (14 лет!) вызывает уважение. Добавим, что технология сварных швов, применяемая этой киевской компанией, не имеет аналогов в мире и защищена патентом.

Все перечисленные компании для изготовления днища и баллонов лодок применяют только современные многослойные полимерные материалы, созданные исключительно для надувных судов, поэтому прорезиненные ткани, как морально устаревшие, в этой статье не рассматриваются.

Материалы

Преимущество армированных синтетических тканей перед двухсторонней прорезиненной тканью очевидно. И не только потому, что эти материалы устойчивы к ультрафиолету, стиранию и полностью газоводонепроницаемы. Они более прочны и соответственно держат более высокое рабочее давление внутри баллонов (отсеков).

Для резиновых лодок давление воздуха лежит в пределах 0,08-0,136 кг/см2, в то время как для большинства лодок из полимерных материалов с плотностью 750-1100 г/м2 оно составляет 0,2 кг/см2, а для моторных — 0,25 кг/см2. Давление в баллоне не самоцель — чем оно выше, тем жестче лодка и выше скорость ее движения, управляемость и устойчивость на курсе.

Поскольку применение ткани имеет полиамидный или полиэфирный корд, даже с сильно поврежденным покрытием они не гниют и не утрачивают прочность. Заметим, что пресловутая “пятислойность” материала, так часто показываемая на цветных схемах у той или иной модели лодки, — это вовсе не пять слоев корда, а синтетическая кордовая ткань особого плетения (в идеале — триаксиального, равнопрочного во все стороны), покрытая с двух сторон двумя разными по физическим свойствам полимерами.

Такой “сэндвич» дает гибкость с одновременной газонепроницаемостью и устойчивостью к бензину и маслам. Что касается выбора цвета лодки, то приверженность рыболовов к традиционному зеленому устойчиво сохраняется, хотя прямых противопоказаний для рыбалки яркоокрашенные “надувнушки» не имеют.

Разве что при целенаправленной охоте за крупным жерехом или голавлем оранжевая или красная лодка будет слишком заметна для этих осторожных рыб. С другой стороны, такой яркий, видный издалека цвет в нештатной ситуации может оказаться чрезвычайно полезным. При этом нельзя не отметить, что лодки светлого цвета (серо-серебристого, молочно-белого) меньше нагреваются на солнце и практически незаметны из-под воды.

Крой и швы

Обводы надувной лодки и ее дизайн определяются кроем баллонов (отсеков), от которого зависит количество швов. 0-образные лодки, предназначенные к перемещению на веслах или под мотором до 2 л.с. (со съемным маленьким транцем), имеют по преимуществу угловатые, трапециевидные обводы.

Надувные лодки для рыбалки

При небольшой длине, до 2,5 м, и максимальной грузоподъемности 180-220 кг они не рассчитаны на высокую скорость движения: 5-7 км/ч для них — предел, и рубленые обводы не проигрывают округлым. Лодки U-образной формы, рассчитанные по преимуществу под мотор 10-15 л.с., могут быть с округлыми обводами, с минимальным количеством швов на баллоне или с ломаными обводами носовой части и с четырьмя-шестью кольцевыми швами на баллоне.

Глобально на скорости движения лодки форма бортов (ломаная или округлая) не сказывается, гораздо важнее угол килеватости днища и приподнятость носовой части. Напомним, что старое правило судостроителей — “длина бежит” — работает и для “надувнушек”, и если выбор стоит между длиной 3 и 3,3 м (при прочих равных — ширине, диаметре борта и др.), для поездок “с ветерком” имеет смысл предпочесть более длинную.

Количество, а главное — качество швов напрямую влияют на живучесть и сохранность лодки. Клеевые швы (это лодки компаний “Мнев и К», “Бриг”, “Фрегат”, «Корсар») достаточно надежны, если вы не собираетесь по десять раз на день складывать и раскладывать лодку, многократно перегибая швы, или пользуетесь лодкой редко, от случая к случаю.

Сварные швы прочнее и долговечнее, хотя и дорогостоящи в производстве. Эту технологию соединения используют легендарные компании ZODIAC и ACHILLES, из ближнего зарубежья — украинская Adventure-Boat. Сварка дает однородный, равнопрочный и газоводонепроницаемый шов, не подверженный влиянию перепада температур и не расслаивающийся при увеличении давления в баллоне.

Все фирмы-изготовители дают свою гарантию на швы и материал от 12 месяцев до 3-5 лет. Это не означает, что через 12 месяцев шов разойдется, а спустя 4 года и 11 месяцев вам заменят изодранную в клочья лодку на новую. Гарантия на швы обеспечит лишь бесплатный их ремонт в течение указанного в паспорте срока.

Те же обязательства фирмы-изготовителя по поводу материала означают бесплатный ремонт с серьезной оговоркой, что изделие (то бишь лодка) правильно эксплуатировалось(с нормальным техническом обслуживанием, управлением лодкой без небрежностей, включая волок лодки по битому стеклу или асфальту). Лишь если условия рекомендованной эксплуатации соблюдены (в чем я, лично, сильно сомневаюсь), вы вправе рассчитывать на гарантийный ремонт милой вашему сердцу “посудины”.

Оборудование и аксессуары

В подавляющем большинстве “продвинутые” надувные лодки снабжены съемным пайолом — полом на дне лодки. В гребных 0-образных лодках он выполнен в виде поперечных трех-четырех пластин из водостойкой фанеры или пластика.

Надувные лодки для рыбалки

На больших лодках пайол щитовой с дюралевыми профильными стрингерами, закладываемыми между бортом и днищем лодки, и такими же поперечными элементами, скрепляющими щиты между собой. На отдельных моделях лодок могут быть использованы другие элементы для соединения щитов, например жесткий кильсон с замками или креплением типа “ласточкин хвост” (“Фрегат” М320).

Пайол в любом виде позволяет встать в лодке во весь рост, не рискуя вывалиться за борт, делает лодку более жесткой, а в случае повреждения одной из секций баллона не дает складываться лодке пополам и позволяет дойти до берега в аварийной ситуации.

При движении под мотором жесткий пайол в сочетании с надувным килем не “играет” на волне, что способствует устойчивости лодки на глиссировании и особенно в вираже на относительно больших скоростях. Наборный поперечный пайол на U-образных лодках со съемным транцем под мотор 2 л.с. сильно волнообразно прогибается даже на легкой зыби, но, заметим, эти лодки и не предназначены для высоких скоростей.

Зато пайол -“лесенку» не нужно извлекать из лодки при сборке-разборке, он прекрасно упаковывается в транспортировочную сумку, да и масса его меньше. Клапаны — важнейший элемент “надувнушки”. Ушли в небытие хрюкающие резиновые “соски”, уступив место тарельчатым клапанам, надежным и безотказным в работе. Как ловить осенью огромных судаков вся информация — здесь.

Очень хорошо, если у выбранной вами лодки будут клапаны с кнопочным управлением, сбросом давления: в жаркую погоду избыточный воздух очень удобно стравить, не отвинчивая сам клапан. Отлично зарекомендовали себя клапаны итальянских фирм SC0PREGA и CEREDI.

Весла и уключины — единственный движитель на малых лодках и аварийный (вспомогательный) на больших. Выбирая лодку, предпочтите ту, у которой весло надежно соединяется с подуключиной (и имеет максимум металлических деталей): выход из строя этого узла грозит если не катастрофой, то большими неприятностями на воде.

На моторной “надувнушке” обязательны клипсы для крепления весел на марше “по-походному”, и чем надежнее оно будет, тем лучше: от вибрации весло может выскочить из подуключины и  оказаться за бортом. На полном ходу этого можно просто не заметить. Весла с малой лопастью утомляют при гребле гораздо больше, чем с большой, с которой к тому же легче варьировать скорость движения лодки.

Надувные лодки для рыбалки

Банки — скамейки для сидения в лодке, обычно легкосъемные. На малых гребных лодках хороши простые банки, сделанные из водостойкой фанеры, вставляемые в пазы-приливы на бортах. На моторных — желательно жесткое быстросъемное крепление, например проушины на борту — пластины на банке, с фиксацией узла лентой велькро (“липучкой»).

У некоторых моделей лодок “Мнев и К” крепление банки сделано по типу ликтрос-ликпаз, это удобно, если нужно переместить банку под гребца или при поездке под мотором в одиночку, сместившись чуть вперед от транца. Для переноски собранной лодки у нее непременно должны быть на бортах жесткие ручки.

На большой лодке — это не последняя мелочь, поскольку переносить 30-50 кг даже на короткие расстояния, держась за леерную веревку, утомительно: она режет пальцы рук, а лодка бьет по ногам. К тому же леер вокруг лодки предназначен только для пловцов (собственно, в аварийной ситуации пловцом может оказаться любой человек, находящийся в лодке) и не рассчитан на большие нагрузки, тем более — переноску с установленным мотором.

Надувные лодки для рыбалки

Буксировочный рым (кольцо на носу лодки) желателен не только на больших лодках, но и на малых, поскольку якорную веревку к нему крепить надежнее всего. Транец предназначен для крепления подвесного мотора, на U-образных лодках он же замыкает кокпит. Жестко вклеенный транец предпочтительней съемного (впрочем, последний встречается все реже), поскольку при плавании под мотором он испытывает очень большие нагрузки.

Выбирая лодку, обратите внимание на форму подмоторного выреза и конфигурацию верхней кромки транца: на некоторых моделях его форма такова, что мотор упирается в транец своим поддоном при повороте, что небезопасно. Оригинальный вариант транца предложила фирма I’Eurovinil на лодочке Europa длиной 2,40 м.

Этот яхтенный тузик имеет транец, крепящийся на винтах к посадочному месту, и в случае чрезмерного износа его можно заменить. Правда, при этом не совсем понятно, почему износ транца должен наступить раньше, чем самой лодки, а вот для удобства хранения тузика на яхте эта идея вполне работоспособна.

Попутно замечу, что в Европе большинство надувных лодок длиной 2,4-3,2 м (есть и меньше) выпускаются именно как яхтенные тузики, предназначенные исключительно для связи между яхтой и берегом. Эти лодки не подлежат регистрации, как другие маломерные суда, но обязаны нести на борту надпись АХЕ, говорящую об их классе, и непременно — имя судна, к которому они приписаны.

Лодки для рыбалки относятся к категории D (длиной от 2,6 м и более), они должны быть зарегистрированы по 6-й категории судоходства (удаление от берега не более двух миль) и иметь спасательные средства — жилеты (пояса), черпак и линь для установки на якорь.

Надувные отсеки

На 0-образных лодках — два надувных отсека. Чаще они располагаются поперек — кормовая “подкова” и носовая. На больших, длиной 2,55-4,30 м, их может быть три (носовая “подкова” и два борта) плюс обязательный надувной киль, и только “монстры” длиной 5,50-6,10 м имеют пять отсеков и надувной киль.

Все это призвано обеспечить безопасность плавания и живучесть судна. Следует признать, что хотя любая надувная современная лодка полностью непотопляема с пробитым отсеком (я уже отмечал, что пробить одновременно два, а тем более три отсека не удавалось никому, разумеется, если в лодку не стреляли картечью), но при такой аварии давление в других отсеках падает, и лодка теряет свою форму.

Надувные лодки для рыбалки

При жестком пайоле это не беда, дотянуть до берега вполне реально, но идти под мотором, не говоря уже о веслах, с завернутой передней “подковой” проблематично. Единственно кардинальной защитой от пробоя борта может быть только аккуратное плавание и встроенный в баллон насос. Именно такая система установлена на лодках Bombard АХ2, в случае прокола отсека эти насосы помогают поддерживать давление в нем.

Два слова о насосах для лодок. В автономном рыболовном путешествии незаменимы ножные меха итальянской марки BRAV0. Их объем от 5 до 7,5 л, что позволяет создать давление порядка 0,5-0,8 кг/см2, этого с лихвой достаточно для накачивания лодки длиной 2,4-3 м за 7-10 минут. В транспортном положении насос-меха складывается в плоский пакет.

Если вы отправились в поездку на автомашине, имеет смысл использовать электрический насос, питающийся от бортовой сети через прикуриватель. Производительность таких приборов 150-500 л/мин, при давлении порядка 0,3-1,0 кг/см2 насос BRAVO 12E накачивает всю лодку длиной 3,6 м с бортом 0,42 м за 10 минут.

Транспортировка и вес

Все надувные лодки должны быть снабжены упаковочной сумкой (чехлом) для хранения и переноски. Размер, дизайн и количество этих сумок зависят от размерений и конструкции “посудины”. Малые весельные лодки длиной от 1,9 до 2,5 м поставляются, как правило, в одной упаковочной сумке (например, оформленной в виде удобного рюкзака размером 90x40x33 см у моделей Adventure) или в сетчатом рюкзаке-сумке, как у некоторых моделей группы ZODIAC.

Лодки со щитовым настилом могут иметь в комплекте как одну большую сумку с ручками, так и две — в одной находится каркас, банки и секции пайола, в другой — сама лодка. Второй вариант более практичен, поскольку два не слишком больших пакета проще разместить на багажнике или в салоне автомобиля, чем один громоздкий.

К тому же в случае затрудненного подъезда к воде перенести в руках или на плечах разделенный на части груз легче (тем более группой в 3-4 человека), чем надрываться под весом одной, часто имеющей неудобные ручки упаковкой. При этом замечу, что доля ручной переноски любой лодки в рыболовной поездке не столь значительная, чтобы серьезно экономить на ее массе.

Большинство современных лодок изготавливаются из материала плотностью 750-1100 г/м2, и масса их от модели к модели не слишком разнится. Так что если вы вдруг увидите «надувнушку” длиной 2,5 м, в паспорте которой ее собственная масса будет меньше 15 кг, то она либо просто не имеет пайола, либо сделана из очень тонкого, а значит, непрочного материала. Безусловно, в конкретном случае выбор может оказаться и в пользу такой облегченной лодочки, но обращаться с ней нужно крайне аккуратно.

Подведем итог

Я далек от мысли, что все вышесказанное склонит читателя к приобретению какой-то упомянутой здесь модели лодки, такой задачи не ставилось. Но если в момент покупки ясно представлять, на что следует обратить внимание, — выбор будет обдуманным.

На ходовых свойствах надувных лодок мы намеренно не останавливаемся, поскольку такие показатели, как скорость выхода на глиссирование, замеры скоростей на мерной миле или поведение лодки в повороте, у большинства моделей длиной 3-3,3 м с однотипным мотором достаточно близки.

При этом замечу, что такие лодки, как “Бриг“, Sevymarin-10 и Adventure, были испытаны на воде экспертами ТД “Апико-Фиш”, и сказать по этому поводу можно только одно: плохих лодок не бывает — они просто разные. В заключение позволю дать несколько практических советов по эксплуатации надувных лодок.

  • Не перекачивайте первый, заполняемый воздухом отсек: перегородки внутри между баллонами могут не выдержать одностороннего давления.
  • Не превышайте давление в отсеках выше рекомендованного изготовителем, в противном случае вас ждет участь Пятачка, друга Вин-ни-Пуха.
  • Не держите лодку в накачанном состоянии долго на солнце. Если это неизбежно, сбросьте давление в отсеках через клапаны.
  • Не перегружайте лодку, помните о ее грузоподъемности. Хотя “надувнушка” может принять столько груза, сколько в нее вмещается, подумайте, стоит ли принимать не всегда теплую ванну посреди водоема.
  • Устанавливайте на лодку мотор только такой мощности, какую рекомендует изготовитель. Оторванный транец вместе с мотором очень быстро идет ко дну.
  • Не выходите на воду без спасательных поясов или жилетов, особенно с детьми. Халатность и забывчивость могут привести к трагедии.
  • Не принимайте внутрь спиртного перед выездом на воду и на водоеме. Если в этом есть необходимость — сделайте это на берегу и как можно дальше от воды,
  • Не гонитесь за скоростью, тем более в тумане или в сумерках. Удар о топляк или камень при медленном движении безопасен для надувного судна, при быстром — не миновать оверкиля.
  • Если неизбежно движение в сумерках или ночью, имейте при себе фонарик и периодически включайте свет прямо по курсу. При работающем моторе встречное судно абсолютно не слышно. Традиционного пожелания семи футов под килем не будет — для надувной лодки хватит и одного. Но пускай эти тридцать сантиметров будут без ржавого железа и битого стекла. Храни вас Святой Николай!

Автор Андрей Шишигин

Оцените статью
( 5 оценок, среднее 4.6 из 5 )
Поделиться с друзьями
Все о рыбалке
Добавить комментарий