Нахлыстовая катушка — все от А до Я

Нахлыстовая катушка.  В этой статье давайте поговорим о нахлыстовых катушках и как неправильный их выбор может в той или иной степени повлиять на успех рыбалки. Требования, предъявляемые к катушкам для удилищ разного класса, неодинаковы. К катушкам удилищ легких классов требования не слишком строгие — они используются в основном для хранения шнура, а также балансируют снасть.

Выбор такой катушки во многом зависит от ваших эстетических взглядов в сочетании с финансовыми возможностями, если, конечно, нет каких-то специфических требований, связанных с конкретными условиями ловли. Строгий подход к выбору катушек для удилищ тяжелого класса предельно важен, так как их надежность, вместимость, хорошая тормозная система — залог удачи при ловле крупной рыбы.

Итак, первое, что характеризует катушку, — это соотношение ее массы и вместимости шпули. Катушка легкого класса как минимум должна вмещать шнур соответствующего удилищу класса, но при этом желательно, чтобы ее масса четко балансировала удилище, то есть чтобы центр тяжести находился в центре рукоятки. Тогда работать удилищем значительно удобнее.

Нахлыстовая катушка

С увеличением класса снасти увеличиваются требования к балансировке и вместимости шпули. Так, на тяжелых одноручных удилищах при ловле крупной рыбы желательно иметь катушку, которая вмещает, помимо основного шнура, запас удлиняющего — не менее 150 м. Это связано с тем, что остановить одноручным удилищем крупную рыбу часто бывает просто невозможно.

Но при этом, конечно, нужно, чтобы масса катушки не была больше той, которая балансирует данное удилище. Долго рыбачить тяжелым, не сбалансированным удилищем сможет только очень выносливый человек. Важно, из какого материала сделана катушка и как он обработан. Более прочный материал — более надежная катушка. Условно все катушки можно разделить натри группы: неметаллические, комбинированные и металлические.

К неметаллическим относятся катушки, изготовленные из графита или композитов на его основе. Такие катушки, как правило, недорогие и используются на удилищах легких и средних классов, где надежность не имеет решающего значения. Конструктивные особенности такой катушки не принципиальны и по моему мнению, нет смысла платить за нее дороже $50. Основным ее недостатком является недолговечность — она не выдержит сильного удара о камень.

Катушки второй группы имеют тот же недостаток, что и первой, только они немного дороже. В таких катушках некоторые элементы и узлы, подверженные особой нагрузке, могут быть сделаны не из композитного материала, а из металла. Это несколько увеличит срок их службы, но не спасет при ударе.

Третьей и наиболее широко представленной на сегодняшнем рынке группой являются катушки, изготовленные из различных металлических сплавов. Чаще всего используются сплавы алюминия. Разброс цен на такие катушки от $50 до $1500 в зависимости от размера, конструктивных особенностей и тормозной системы, а также метода обработки металла.

Хорошие катушки, как правило, изготавливают на прецизионном станке из цельной алюминиевой болванки. Они считаются самыми прочными, долговечными и надежными. То есть, выбирая из двух катушек, находящихся в одной ценовой категории, — штампованной и точенной, последняя предпочтительней. Материал и способ его обработки значительно влияют на цену. Некоторые катушки, изготовленные из титана, стоят очень дорого.

Например, цена на титановый Charlton доходит до $12000. Следующей немаловажной характеристикой катушки является принцип ее действия. Существуют три основные подгруппы катушек: прямого, мультипликаторного и антиреверсного действия (хотя могут быть и комбинированные сочетания). Катушка прямого действия — традиционная, по своей конструкции и принципу напоминающая катушку “Невскую”.

Мультипликаторная катушка (1),  как видно из названия, имеет некоторое передаточное число. ‘‘ Она отличается от катушки “прямого” действия только мультипликаторным механизмом. Принцип действия этого механизма достаточно прост — шпуля приводится в движение не напрямую, а как в традиционной катушке, а через дополнительную систему шестеренок.

Нахлыстовая катушка

Рис.1

Мультипликаторная катушка

Такой принцип используется в современных спиннинговых катушках. Сделав ручкой один оборот, вы переместите шпулю, например, на полтора, то есть с некоторым коэффициентом. Чем выше этот коэффициент, тем больше потеря мощности. Поэтому с удилищами больших классов, предназначенными для вываживания семги или другой крупной рыбы, такие катушки, на мой взгляд, лучше не использовать.

С другой стороны, на удилищах легких и, может быть, средних классов, когда вываживание рыбы происходит путем подтягивания шнура свободной рукой через кольца, мультипликаторный механизм катушки поможет быстрее собрать избыток шнура, часто путающийся под ногами. Катушка с антиреверсом обладает уже более сложным механизмом.

Принцип действия этого механизма сводится к тому, что, как обычной катушкой “прямого» действия, шнур наматывается на шпулю, а когда его стягивает с катушки убегающая рыба, ручка остается на месте, а не вращается вместе со шпулей. При этом вы как минимум застрахованы от удара ручкой по пальцам.

Есть антиреверсные катушки с еще более сложным механизмом, где обратный ход ручки используется, как обратный ход велосипедных педалей, для подтормаживания. Такие катушки, безусловно, удобны, но цена за такое удобство, как правило, достаточно высока (в среднем $600-800). Я считаю большим расточительством ставить антиреверсную катушку на удилища легких и средних классов, где больших и сильных рывков рыбы, как правило, не ожидается.

Так как пользователь катушек может быть правшой или левшой, то и катушки должны легко трансформироваться под левую или правую руку. Этим определяется направление приложения силы тормозов. Обычно поменять направление тормоза несложно, занимает эта операция от нескольких секунд до нескольких минут.

Описание этого процесса вы найдете в инструкции к катушке, хотя продавец в магазине обязан подготовить катушку под удобную для вас руку перед тем, как принять за нее деньги. Впрочем, на антиреверсных катушках операцию по переориентации тормозной системы, а проще говоря, трансформацию катушки под левую или под правую руку может сделать только производитель.

Теперь перейдем к одной из самых важных составляющих устройства нахлыстовой катушки — к ее тормозной системе. Тормоза, обычно устанавливаемые на нахлыстовых катушках, бывают прижимные, трещоточные и дисковые. Самый простой из них — тормоз прижимного действия. Рассмотрим его на примере катушки LOOP Traditional (2). Принцип его действия основан на том, что винт регулятора при затягивании прижимает подшипники к шпуле, не давая ей свободно вращаться.

Катушка LOOP Traditional

Рис. 2

Катушка LOOP Traditional

У такого тормоза есть один недостаток — он тормозит ход шпули как при стравливании шнура с катушки, так и при его намотке. Так что на удилищах больших классов при ловле агрессивной рыбы на крупные приманки, когда возможно и желательно использовать максимальную тормозную нагрузку, вам придется подтягивать к себе рыбу, преодолевая, помимо ее сопротивления, еще и сопротивление тормоза.

Поэтому на катушках с подобными системами торможения обычно тормоз ослабляют до уровня “перебежки” (чтобы не возникала “борода” при рывке шнура), а в процессе вываживания подтормаживают ладонью. Катушка LOOP — достаточно удобная и простая в обращении, правда, у нее есть два, на мой взгляд, недостатка: маленький и скользкий регулятор тормоза и очень мягкий сплав, из которого она изготовлена.

Трещоточный тормоз имеет целое поколение катушек. И будет правильно рассмотреть его на примере катушки Marquis (3) английской фирмы Hardy — патриарха нахлыста. И вот почему. Катушка Marquis -очень простая и надежная. Ей более 50 лет, но, несмотря на более чем скромный дизайн, она была признана “катушкой XX века”.

Катушка Marguis английской фирмы Hardy

Рис. 3

Катушка Marguis английской фирмы Hardy

Это произошло во многом благодаря английским и американским гидам-нахлыстовикам, обслуживающим любителей ловли лосося. Для такого гида катушка — повседневный рабочий инструмент, и здесь на первый план выходит оптимальное соотношение цены, надежности и долговечности. Именно этими качествами обладает катушка Marquis. Принцип действия трещоточного тормоза достаточно прост.

К шпуле прикреплена зубчатая шестеренка, а на раме катушки установлены треугольные язычки (4, 5), прижимаемые к шестерне пружиной. Чем сильнее вы затягиваете регулятор тормоза, тем сильнее пружина прижимает язычок к шестерне, не давая ей свободно вращаться. При вращении шпули, а соответственно и шестерни, раздается характерный треск, отсюда и название. Таким образом, как и в случае с прижимным тормозом, трещотка страхует вас от «перебежки”, а свободная ладонь делает всю остальную работу.

Нахлыстовая катушка

Рис. 4 — 5

Вид на рамку и шпулю катушки с трещоточным тормозом

Дисковые тормоза сегодня, пожалуй, самые распространенные. Диски для них изготавливают из самых разных материалов: графита, эбонита, пробки, стальных пластин, а фирма Hardy специально для тормозного диска катушки Sovereign 2000 разработала материал AVCARB, который оказался настолько хорош, что впоследствии его стали использовать в системах торможения военных самолетов.

Самым же практичным и недорогим зарекомендовал себя пробковый тормозной диск. Рассмотрим его на примере американской катушки Bauer (6), наиболее ; удачной, на мой взгляд, в своем , ценовом диапазоне. Ее тормоз был признан одним из лучших по результатам тестирования. Как видно на фото 7, на раме катушки установлен пробковый диск, который, прижимаясь к пластиковому диску (8), закрепленному на внутренней стенке шпули, тормозит ее свободное вращение.

Катушка Bauer

Рис. 6

Катушка Bauer

Регулятор тормоза при затягивании либо прижимает диск к шпуле, либо шпулю к диску, как в данном случае. Для того чтобы тормоз работал только в одну сторону (при стравливании шнура), а не в обе, как в случае с прижимным тормозом катушки LOOP Traditional, инженеры фирмы Bauer встроили дополнительный запорный механизм. О мушках имитациях для рыбалки нахлыстом узнайте — здесь.

Нахлыстовая катушка

Рис. 7

Пробковый диск на раме катушки

Он позволяет тормозному диску, прижатому к шпуле, свободно вращаться вместе с ней в одну сторону и намертво блокирует его вращение — в другую. Таким образом, даже если вы затянули тормоз до упора, то есть максимально прижали шпулю к пробковому диску в сторону намотки шнура, катушка будет вращаться совершенно свободно, без усилий.

Нахлыстовая катушка

Рис. 8

Пластиковый диск

Большим преимуществом пробкового тормозного диска является то, что при попадании воды на диск сила торможения не ослабевает (как, например, в случае с дисками из стальных пластин), а это дает большую уверенность, когда на крючке крупная рыба. Благодаря эластичности пробки поверхность диска меньше царапается при попадании пыли или песка, что ведет к меньшему износу тормозной системы.

Говоря о дисковых тормозах вообще, необходимо упомянуть о таком важном аспекте, как их закрытость, или недоступность для пыли, песка, грязи, а в идеальном случае даже воды. Попадание пыли или песка приводит к тому, что на дисках появляются выработка или царапины, что значительно уменьшает площадь соприкосновения тормозных дисков и приводит к ослаблению тормозов.

Так, тормозная система катушек фирмы Charlton (весьма дорогих, престижных и очень надежных) “запечатана», по утверждению самого производителя, на 100 %. Это, конечно, большое преимущество. Применительно к рыбной ловле роль надежной тормозной системы растет прямо пропорционально повышению класса удилища, а соответственно и увеличению размеров объекта ловли.

То есть на удилищах легких классов тормоз лишь страхует от “перебежки” и, как правило, не участвует в процессе вываживания рыбы, в то время как на удилищах тяжелых, или больших, классов он уже приобретает принципиальное значение и напрямую влияет на улов. Первое: не стоит покупать только что вышедшую в свет, новую модель — пусть она пройдет проверку временем.

Второе: сверьте цены на российском и на мировом рынке. Однако не пытайтесь прицениться к катушкам по каталогу только американского или только английского магазина. Дело в том, что в американском каталоге английские катушки стоят дороже, чем на самом деле, а в английском — наоборот. То есть сравнивайте российские цены на английский товар с ценами, взятыми из английского каталога, а на американский — из американского.

Не ориентируйтесь только на рекламу, по возможности поговорите со знающими людьми. Несмотря на то, что на российском рынке противоречия в между английскими и американскими товарами более или менее сглажены, английские товары явно проигрывают американским по объему рекламы. Хотя английское качество порой значительно выше.

На российском рынке представлено, на мой взгляд, лишь 3-4 брэнда, достойных упоминания, так что особо выбирать не приходится. Я хочу предложить пару тестов, которые , должны помочь при выборе катушки. Тест первый и самый простой. Если шпуля на катушке имеет ощутимый осевой люфт, какой бы привлекательной она ни была, не стоит платить за нее больше $50.

Тест второй. Провести его можно только в домашних условиях, поэтому в магазине надо спросить, можно ли будет вернуть катушку, если она не подойдет. Дома намотайте на катушку небольшую часть шнура, установите тормоз на “перебежку” (то есть затягивайте регулятор тормоза до тех пор, пока не перестанет образовываться “борода”).

Теперь погрузите катушку на несколько секунд в воду, так чтобы вода попала на тормозной механизм. Достаньте ее из воды и резко дерните за шнур. Если появились хотя бы намеки на “бороду», а вы хотели купить эту катушку для ловли крупной рыбы, смело несите катушку в магазин — она вам не нужна. Бывают ситуации, когда рыбу эффективнее ловить, установив минимальную тормозную нагрузку.

Например, при ловле летней семги на некрупные приманки или крупного сига со слабыми, легко рвущимися губами. Рыба берет приманку вяло, крючки маленькие, а сопротивляется она сильно, и излишне затянутый тормоз может привести к сходу трофея. Поэтому тормоз рекомендуется ослаблять до минимума.

Если же тормоз катушки будет недостаточно надежен и в процессе рыбалки на него попадет вода (а этого исключить никак нельзя), велика вероятность того, что произойдет “перебежка” и рыбу вы потеряете. Тест третий. Раз уж катушка оказалась у вас дома, то попробуйте провести самый сложный тест. Установите катушку на рукоятку удилища.

Намотайте на шпулю метров десять тонкой лески. Конец лески привяжите к дверной ручке узлом, который используется для соединения поводка с мушкой. Медленно начинайте от ходить вместе с катушкой от двери, одновременно плавно затягивая регулятор тормоза. Постарайтесь поймать регулятором тормоза момент, когда леска на узле порвется.

Слегка ослабьте тормоз. Еще раз привяжите леску к ручке двери, установите тормоз более точно, но не доводите до разрыва. Теперь с места резко дерните удилищем. Если леска порвется, значит, у испытуемой катушки высокая инерция покоя дисковых тормозов. Кто-то может посчитать это завышенным требованием, но для экстремальной рыбалки такой параметр важен.

Чтобы довести до минимума инерцию покоя, фирма Bauer, например, прилагает к своим катушкам специальную смазку для пластикового диска, установленного на шпуле. Выбирая катушку для удилища легкого (0-3 класса, руководствуйтесь в первую очередь тем, что на этих классах важнее баланс, чем конструкция и тормоз.

Тормоз катушки, как правило, устанавливается на перебежку, так как на легких снастях используются достаточно тонкие поводки. Вмещать такая катушка должна только шнур, потому что ловят легкими удилищами, как правило, на маленьких речках, где рыбе особенно деваться некуда. Да и крупную рыбу, способную стянуть 25 м шнура, на такую снасть специально ловить не станешь.

А если она и попадет случайно, то скорее порвет тонкий поводок в момент поклевки, чем утянет шнур. В общем, подойдет любая балансирующая удилище катушка. Для удилищ среднего (4-6) класса требования к катушке немного возрастают. Во-первых, удилища такого класса довольно длинные и массы не каждой катушки, сориентированной на данный класс, бывает достаточно для балансировки снасти.

Во-вторых,    таким удилищем ловят на на средних и больших реках, где иногда нужна значительная дистанция заброса. Если вы забросили 20 м шнура, то на катушке останется всего 5 м. При рывке крупной рыбы эти 5 м улетят за считанные секунды. Значит, катушка должна иметь некоторый запас удлиняющего шнура (бэкинга), хотя бы 20 м.

Более высокие требования предъявляются и к тормозной системе. Желательно, чтобы сила торможения не ослабевала при попадании воды на диски. Если вы не хотите тратить деньги на дорогую катушку с хорошим дисковым тормозом — купите с трещоточным, это значительно лучше, чем платить за катушку с тормозом сомнительного качества.

Подведем итоги

  • 1. Одноручные удилища тяжелых классов бывают длиной, как правило, от 9 до 10 футов, поэтому большую роль играет баланс самого удилища. К примеру, если вы возьмете два удилища одной длины и одного класса, но от разных производителей, то для балансировки одного будет достаточно катушки массой 150-160 г, а для другого недостаточно и 250-граммовой катушки.
  • Следовательно, если баланс самого удилища не очень удачен, а такое бывает, то этот дисбаланс придется компенсировать более тяжелой катушкой. В итоге вы получаете весьма увесистую снасть, долго рыбачить которой будет тяжело. Мое удилище 7 класса длиной 9 футов 6 дюймов фирмы Clan балансирует катушка Bauer M3SL массой всего 145 г. Это легчайшая и весьма комфортная снасть. Я использую ее для ловли летней семги и для рыбалки на озерах.
  • 2. Катушки для морской рыбалки, как правило, вмещают, помимо шнура, полукилометровый запас бэкинга. Для озерной рыбалки, где у рыбы имеется достаточно места для маневра, потребуется метров 200-250. Хотя все зависит от объекта ловли: если это щука или окунь — много бэкинга не надо, а если озерная форель, лосось или крупный голец, то лучше иметь надежный запас. Для речной рыбалки нужно 150-200 м, да и то в случае ловли лососей.
  • 3. Катушка должна быть прочной. Используя снасть, предназначенную для ловли крупной рыбы, что само по себе предполагает экстремальные условия рыбалки, можно споткнуться о камень и упасть в процессе борьбы, например, с семгой. Если катушка не будет достаточно прочной, ваша рыбалка может на этом закончиться.
  • 4. При выборе катушки обращайте внимание на конструктивные особенности, в частности, на регулятор тормоза. Он должен быть удобным, не скользить, когда пытаешься крутить его мокрыми руками. Так, на катушках фирмы Bauer регулятор тормоза выполнен в виде звездочки, что удобно, и на некоторых сериях расположен со стороны шпули, на лицевой части катушки.

Это дает возможность регулировать тормоз, не перекладывая удилище в другую руку. Еще одной важной особенностью конструкции, на которую стоит обратить внимание, является величина отверстий, просверленных в раме катушки для ее облегчения. Желательно, чтобы они не были очень большими, иначе, увлекшись борьбой с крупным хищником, можно остаться без фаланги пальца.

Не так давно на рынке появились катушки с так называемым LARGE ARBOR, или большой осью. От традиционных: катушек их отличает больший внутренний диаметр шпули. Удобство этой катушки заключается в том, что шнур во время вываживания рыбы наматывается на шпулю быстрее и более равномерно и не свивается в спираль, “запоминая» намотку на ось с маленьким диаметром.

Другим преимуществом таких катушек является значительно меньший нагрев тормозных дисков. При стравливании бэкинга шпуля с  большим диаметром оси делает значительно меньше оборотов, чем шпуля традиционной  катушки, при условии одинакового рывка рыбы. Это ведет к меньшему нагреву, а значит, к меньшему расширению тормозных дисков.

В результате (даже при сильно затянутом тормозе) вы застрахованы от обрыва поводка из-за заклинившего тормоза. Еще раз напомню, что тормоза катушек для удилищ тяжелых классов должны не слабеть от намокания и одинаково хорошо работать как при минимальной, так и при максимальной настройке. Одним словом, катушка должна быть надежной, вмещать шнур, нужное количество бэкинга и балансировать удилище.

Постарайтесь максимально, конечно в силу финансовых возможностей, приблизиться к этому идеалу. Помните, что выбирать катушку лучше с учетом объекта ловли. Крупнее рыба — надежнее катушка. Если же вы не уверены, что сможете правильно выбрать нужную снасть, не стесняйтесь советоваться со знакомыми и незнакомыми нахлыстовиками.

Автор Дмитрий Гордин

Оцените статью
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Поделиться с друзьями
Все о рыбалке
Добавить комментарий