Электрический лодочный мотор

Электрический лодочный мотор. Поначалу рыболовы недооценили бесшумные подвесные лодочные электромоторы. Теперь они ценят их не только как средство передвижения. Бертус Роземайер вот уже более 20 лет накапливает опыт рыбалки с электромотором. При нормальных погодных условиях электромотор позволяет держать лодку точно на курсе (даже при вываживании рыбы) и быстро делать необходимую корректировку.

Первый электромотор я установил на свою лодку в начале 1980-х годов. Это был Mercury Truster. После меня у этого мотора был еще целый ряд других владельцев, и только недавно он испустил дух. С тех пор было много сделано для усовершенствования электромоторов. Все больше рыболовов осознавало их пользу.

Все увеличивающийся спрос на электромоторы заставил производителей (со временем рынок захватили фирмы Minn Kota и Motor Guide) выпускать эти изделия с учетом потребностей рыболовов. Еще несколько лет тому назад продавцы электромоторов утверждали, что его можно запитать просто от автомобильного аккумулятора.

Электрический лодочный мотор

Представляете: аккумулятор нужно вытащить из автомобиля, поставить в лодку, затем снова в автомобиль и ехать дальше. Это я слышал собственными ушами. Есть еще и другие заблуждения относительно электромоторов. Давайте рассмотрим эти приборы и все, на что они способны, несколько подробнее.

Электрический лодочный мотор — мощные аккумуляторы

Первым крупным источником многих заблуждений является аккумулятор. Некоторые рыболовы все еще вооружаются аккумуляторами массой свыше 50 кг, если хотят плавать с электромотором. Я видел лодки, переделанные таким образом, чтобы можно было брать на борт огромный аккумулятор от грузового автомобиля.

Конечно, это требовало больших затрат средств. Аккумулятор от грузовика — это звучит мощно, для небольшого электромотора его в любом случае будет достаточно. Именно в этом и заключается ошибка. Каким бы большим ни был аккумулятор от легкового или грузового автомобиля, сколько бы ни была у него емкость, такой аккумулятор служит только для запуска двигателя, а не для езды на электромоторе.

Если вы с таким аккумулятором будете маневрировать на лодке более одного часа, он полностью разрядится. А при глубоких разрядах стартовые аккумуляторы очень быстро и необратимо теряют емкость и больше не заряжаются. Все, что вам нужно, так это специальный аккумулятор для электромотора. Вы хотите с ним плавать довольно долго, поэтому он не должен быть слишком слабым.

На практике хорошо зарекомендовали себя аккумуляторы емкостью минимум 105 а/ч. С таким аккумулятором можно плавать на лодке целый день. Более мощный аккумулятор обладает и большей длительностью работы, лодка с ним идет дольше и равномернее. Не следует забывать, что аккумулятор нельзя разряжать неограниченное число раз и вновь заряжать.

В среднем тяговый жидкокислотный аккумулятор можно заряжать и использовать 150 раз (а гелевый — более 600!). При хорошем уходе он выдержит на несколько зарядок больше, но затем его придется заменить. Не стоит аккумулятор постоянно подзаряжать до того, как он полностью разрядился, — это сокращает срок его службы.

Электрический лодочный мотор — один мотор, три части

Если вы думаете о покупке электромотора, не забудьте, что он состоит из трех частей: аккумулятора, зарядного устройства и собственно мотора. Все три части должны подходить и соответствовать друг другу. Электромоторы имеются сегодня всевозможных конструкций и за любую цену. В основном выбирают электромоторы с рабочим напряжением 12 вольт.

Если вы будете использовать мотор очень интенсивно, вам лучше приобрести электромотор на 24 или 36 вольт. Я настроен против слишком тяжелых электромоторов. Но если вам нужно приводить в движение тяжелую лодку, это может быть целесообразным. Производительность электромотора указывается в единицах силы, измеряемой в кгс  (килограмм-сила, 1 кгс = 9,806055Н (ньютон).

В некоторых странах Европы (Германии, Австрии, Швейцарии и др.) для килограмм-силы принято название килопонд). Тяга распространенных моторов лежит в пределах от 12 до 50 кгс. Не исходите в расчетах из слишком малой тяги. Легкая рыболовная лодка быстро станет игрушкой волн. Поэтому мотор должен иметь определенную мощность, чтобы противостоять этому.

В ветреную погоду всегда приходится корректировать курс, делать упреждение на ветер и коротко, но сильно нагружать мотор. Это создает большую нагрузку на аккумулятор. Для того чтобы он безукоризненно функционировал в течение всего рыболовного дня, необходим электромотор с тягой минимум 22 кгс. Электромоторы, как и другие подвесные моторы, можно устанавливать на корме.

Электрический лодочный мотор

Но можно его смонтировать и спереди на носу. Я уже встречал рыболовов, на лодках которых были установлены моторы спереди и сзади. Ну что ж, если кто-то может себе это позволить, почему бы и нет… Важной характеристикой электромотора является длина штанги. От нее зависит, на какой глубине будет вращаться винт.  Иногда это имеет решающее значение при установке мотора спереди или сзади.

Тому, кто хочет разместить мотор на корме, потребуется штанга высотой 90 или 105 см. Для маленьких лодок и плоскодонок достаточно длины штанги в 90 см. Для более крупных и килевых лодок необходима штанга длиной 105 см. Фронтальный привод. Если мотор требуется разместить спереди на носу, штанга должна быть длиннее, так как нос лодки нередко выступает из воды больше, чем корма.

Когда штанга выбрана слишком короткой, может случиться так, что мотор при сильном волнении будет постоянно выскакивать из воды. Лодка в этом случае станет трудноуправляемой. Если у вас создается впечатление, что винт вращается иногда слишком глубоко, вы всегда можете подрегулировать высоту его установки.

После того как я три недели прорыбачил вместе с Аль Маасом, американским гидом по ловле маскинонга, я подумал, что нет ничего лучше фронтальной установки электромотора. С необычайной легкостью Аль маневрировал лодкой на водоеме. Небольшие волны почти не чувствуются, когда мотор, установленный на носу, тянет за собой лодку.

Я смог убедиться в преимуществах фронтальной установки и при ловле в отвес на больших озерах. Но в такой установке есть и недостатки. Если ты выполняешь роль рулевого, то должен очень большое внимание уделять маневрированию. Это несколько отвлекает от собственно рыбалки. Чтобы управлять электромотором, установленным на носу, необходимо удобное сиденье, иначе это быстро превратится в очень утомительное занятие.

Прежде всего мне не нравится фронтальное положение мотора потому, что при этом я не слишком хорошо чувствую лодку. Мне больше по душе двигать рукоятку мотора влево или вправо и при этом ощущать локтем, как я поворачиваю лодку. Мне иногда с трудом удавалось удержать лодку под контролем, особенно при боковом ветре.

Кроме того, при фронтальной установке электромотора корма лодки становится слишком легкой, то есть лодка сзади довольно высоко стоит в воде. Если мотор тянет лодку навстречу боковому ветру, то это неизбежно приведет к тому, что лодка начнет раскачиваться. Так где же размещать электромотор, спереди или сзади? Нужно все тщательно обдумать и принимать решение в зависимости от конкретной ситуации.

Электрический лодочный мотор — тащить, вместо того чтобы толкать

Установка электромотора на корме тоже имеет свои преимущества и недостатки. Если я размещаю мотор на корме и он тянет за собой лодку, то я двигаюсь задним ходом. Небольшое корректирующее маневрирование можно осуществлять легко и уверенно. Когда я ловлю вдоль бровки, то без труда удерживаю курс. Немного вперед, немного назад, и все получается отлично.

Но если приходится плыть против довольно сильного ветра, возникают проблемы. Иногда рулевому сильно мешают брызги воды. Летом это не так плохо, но я ловлю и зимой. Тогда я с завистью смотрю на рыболовов, которые установили мотор на носу. Может возникнуть вопрос, а почему я иду на лодке с электромотором задним ходом, а не передним?  Ответ простой: мотор всегда бывает сильнее, когда он тащит лодку за собой, чем когда ее толкает.

Поэтому я использую электромотор только в режиме тяги, неважно, установлен он спереди или сзади. Для каждого, кто до сих пор плавал с электромотором только в режиме толкания, это может поначалу означать некоторую переориентацию. Но если вы когда-нибудь попробуете, то быстро заметите, что при движении лодки кормой вперед изменения рельефа под водой вы можете отслеживать намного лучше.

Оцените статью
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Поделиться с друзьями
Все о рыбалке
Добавить комментарий